Когда в семье появляется ребенок

Появление ребенка в семье –это серьезное испытание для будущих родителей. Во-первых, изменяется структура семьи, а значит, нужно заново адаптироваться, принять новые роли и самое главное взять на себя ответственность за новое беспомощное существо.

Для каждой матери ее роль более-менее понятна, часть ее действий определяется инстинктом, часть — тем опытом, который передает ей ее собственная мать. Еще во время беременности женщина чувствует, что происходят с ребенком в утробе; в это время между ними уже устанавливается контакт. После родов, когда младенец обретает физическую «отдельность» от матери, он еще долгое время продолжает полностью зависеть от нее. Эмоциональный и физический контакт с матерью становится первичной чувственной тканью, на которую в дальнейшем будет накладываться весь последующий опыт ребенка. На этом этапе мать и ребенок образуют диаду, симбиоз.

На первых порах мама и малыш – это самодостаточная система

Оглавление [Показать]

Чтобы папа не был третьим лишним

После появления на свет младенца отец зачастую чувствует себя лишним. На самом деле, диада мать-дитя остро нуждается в третьей стороне, хотя у мужчины не всегда есть возможность это почувствовать.

Порой «несносные» требования беременной иногда служат своеобразной проверкой: женщине, ощущающей возрастающую слабость, необходимо почувствовать, что она может что-то передоверить мужу, может на него положиться.

В первую очередь из-за того, что женщина теперь сосредоточена на другом человеке, ее любовь, внимание, забота, которые она дарила мужу, теперь адресованы младенцу, ее амбиции, надежды теперь направлены на него, именно он теперь является причиной ее гордости и восхищения. Но мир женщины теперь не просто сосредоточен на ее чаде, ее контакт с внешним миром ослабевает. По крайней мере, при достаточной заботе о ребенке. И мужчина, мир которого не успел измениться, становиться проводником, связывающим диаду с остальным миром.

Когда мать и ребенок сосредоточены друг на друге, отец (или кто-то третий, кто замещает отца в случае, когда родной отец ребенка недоступен) является внешней фигурой, призванной стать своеобразной оболочкой, которая охраняет и защищает на этом этапе довольно хрупкую семейную структуру от внешних воздействий.

Любая женщина, какой бы сильной она не была, уже после зачатия ребенка становится уязвимой. Широко известно, что уже во время беременности у женщины меняется характер, привычки, интересы. И это происходит не только за счет гормональных перестроек, но и в силу попыток психологически адаптироваться к своему новому положению.

Часто женщиной, которая привыкла быть лидером и которая по каким-либо причинам не может признать, что нуждается в мужчине на этом этапе, движет стремление миновать период зависимости от него. Она предпочитает не брать декретного отпуска, продолжает профессиональную деятельность, поддерживает широкие социальные контакты. В результате опыт материнства оказывается скомкан, а ребенок лишен физических и эмоциональных связей с матерью. Это накладывает отпечаток на его характер, личностные особенности, восприятие окружающего мира.

Дети, лишенные эмоциональной связи с матерью на ранних этапах своего развития, больше подвержены болезням, депрессиям, агрессивным вспышкам. Сами, становясь родителями, они испытывают трудности во взаимодействии со своим ребенком.

В 2 года и в 5 лет ребенок особенно нуждается в отце

Главнейшая задача отца – предоставить ребенку возможность в нужный момент отделиться от матери. Получая всё большую самостоятельность в освоении окружающего мира, ребенок будет стремиться к преодолению зависимости от матери. Отец открывает ребенку социальный мир, транслируя ему его нормы и требования, систему моральных запретов и санкций в случае их нарушения.

Как только ребенок становится чуть менее зависим от матери, он тут же начинает нуждается в отце, который бы позволил ему пробовать свои силы. Матери же предстоит занять теперь наблюдательскую позицию, сохраняя за собой статус «утешительницы» в случаях неудачи и «восторженного зрителя», когда ребенку что-то удается.

По мере своего развития и в зависимости от тех задач, которые встают перед ребенком, он нуждается больше то в матери, то в отце. От рождения до двух лет ребенок сильно зависим от матери, примерно в два года и затем в пять лет ребенок, преодолевая эту зависимость, в большей степени нуждается в отцовской фигуре.

В это время он предпочитает проводить время с отцом, знакомится с особенностями мужского, т.е. менее эмоционального и в большей степени силового стиля реагирования. Появляющаяся при этом агрессивность необходима для преодоления зависимости и адаптации к внешнему миру, где, как известно, выживает сильнейший. Отец олицетворяет для ребенка «взрослость», принадлежность, к которой он хочет ощутить.

Помните, что малыш всегда усваивает модель отношений родителей

В это же время ребенок усваивает особенности взаимодействия между мужчиной и женщиной, перенимает поведение, которое демонстрируют супруги по отношению друг к другу. Он открывает для себя существование отношений между родителями, из которых он выключен.

Когда эти отношения насыщены любовью, взаимным уважением и заботой, ребенок усваивает модель таких отношений, и в дальнейшем она становится образцом, регулирующим его собственное поведение.

В семье, где мать демонстрирует женское поведение, а отец мужское, у ребенка больше шансов не быть разочарованным в своей половой принадлежности. В целом же, главной задачей каждого из родителей является создание у ребенка чувства того, что в семье его любят и ценят.

Текст: Ольга Широкова, клинический психолог
Фото: Fotolink/GoodShoot, EASTNEWS/MAURITIUS

Или длиннющий пост про извечную проблему отцов и детей :)  Когда в семье рождается малыш - это счастье! Молодую маму начинают тут же терзать сомнения, как вести себя с новорожденным, ведь для своего крохи хочется только самого лучшего! Молодой отец тоже терзается: для него актуален вопрос финансового обеспечения семьи, ведь теперь он должен "поставить на ноги" новую жизнь. И только родственники и друзья не знают сомнений. Уж им-то всё известно про детей! На ББ можно найти массу постов на тему "как же надоели советчики". И массу дельных, в общем-то, пожеланий слать всех лесом и делать по-своему. Вот только есть одно "но"! Отправить в известном направлении тетю Клаву или бездетную подругу Маню можно без особых проблем. Вероятнее всего, они даже не обидятся, просто решат, что ты того. А вот как быть, когда в роли советчиков выступают бабушки и дедушки? Учитывая глубокую "научность" многих наставлений, делать-то все равно придется по-своему, но я сейчас хочу сказать о другом. Я мать моей дочери. Но и бабушка тоже мать. Моя. И когда больше всего на свете мне хочется выставить собственную маму за дверь, чтобы она не трепала мне нервы и засунула свои средневековые советы подальше, я представляю себе, что моя дочь когда-нибудь будет испытывать похожие чувства. И мне не по себе... Вроде бы и связи особой нет, но истины о том, что как ты к людям, так и люди к тебе, что всё возвращается - прочно сидят в голове. Но это мой случай. Мы с родителями любим друг друга и уважаем, но душевности в нашей семье ноль! А вот у мужа обратная ситуация. Он доверяет своей маме и не ставит ее слова под сомнение. И это тоже, как мне кажется, неправильно. Ведь родители в первую очередь люди, а людям свойственно ошибаться и не знать всего на свете. А еще родителям, равно как и прародителям, свойственно душить любовью. Простой пример. Вчера приезжали свекровь со свекром. Сразу начались мимимишки с внучкой. А время - вечер, ребенок и так утомился за день, а тут еще хрен пойми кто скачет вокруг с прибаутками. Конечно, она разрыдалась. Именно из-за переизбытка впечатлений, а не потому что у нее "что-то болит". Но почему-то взрослые напрочь отказываются видеть в младенце человека. Да, он маленький, физически зависимый и не самостоятельный. Но все же человек! У ребенка свои предпочтения, свои привычки и потребности, он никому не должен лежать в кроватке молча, постоянно улыбаться и прочее, и прочее. Между тем, отношение к ребенку, как к диковинной зверюшке. Мама моя, например, говорит, что кроватка должна стоять в самом светлом месте. Вопрос: зачем? Ночью все места одинаково темные, а спать днем, когда в глаза лупит солнечный свет... Ну. не знаю, мне было бы не комфортно. И как мне кажется, в отношении отцов и детей лишь два камня преткновения. Старшее поколение очень сильно давит на младшее опытом. Хотя по сути опыт не дает ответы на вопросы, он просто показывает, что можно делать так-то и так-то и не умереть по дороге. Старшее поколение не признает за младшим право на индивидуальность. Из лучших побуждений убивая всю самобытность в попытке перевести на "правильные" рельсы, загнать под стандарт. Вот как-то так... Надеюсь, мне удастся обойти эти грабли. Всем привет! ;) 

когда в семье появляется ребенок

Стоит первенцу немного подрасти, и он все чаще начинает просить маму и папу родить ему «братика или сестричку». Но когда в семье появляется второй ребенок, у старшего находится больше поводов для тревоги, чем для радости. Как избежать ревности и помочь первенцу вместе с мамой и папой радоваться общению с новым членом семьи?

С рождением второго ребенка для первенца рушится привычная ему картина мира. За несколько лет он привык, что все внимание родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи, даже гостей, приходящих в дом, направлено в первую очередь на него. Когда в доме появляется младенец, старший, если он недостаточно подготовлен к этому событию, сначала недоумевает. Почему вдруг все, вместо того чтобы играть и общаться, как обычно, с ним, все время и внимание отдают этому невесть откуда взявшемуся существу, которое не то что говорить не умеет, но вообще – только кричит и спит?

Если старшему ребенку не объяснять и не показывать, что мама и папа любят его по-прежнему, он может начать бороться за их внимание, сознательно и бессознательно. Последствия могут быть совсем нерадостными – от шалостей и непослушания до заикания и постоянных болезней. Но все это можно предотвратить.

Оптимальная разница в возрасте

Понятно, что обстоятельства бывают разными, но если есть возможность, лучше, чтобы вторая беременность (как и первая) была запланированной. И строить планы лучше грамотно. Идеальная разница между детьми – 3-4 года, ближе к 4 годам.

Тому есть свои причины. Когда разница между детьми совсем небольшая, например, рождаются погодки, это не только делает довольно сложной жизнь родителей, в первую очередь, мамы, но и влияет на развитие обоих детей. Младенцу до года мама нужна всегда, и чем больше времени они проводят вместе, тем лучше для ребенка. После года важным становится не только эмоциональный контакт и ощущение защищенности от близости мамы, но и общение с обоими родителями. Ребенок начинает говорить, ходить – следить за ним и уберегать с каждым днем все сложнее, а вопросов, на которые требуются ответы, становится все больше. Да, в этот момент ребенок еще недостаточно повзрослел, чтобы по-настоящему почувствовать ревность, но появление в семье нового малыша может привести к тому, что он не получит всего внимания и общения с родителями, которые ему необходимы. К тому же, когда дети немного подрастают, они начинают проводить очень много времени вместе, вместе расти и развиваться, почти как близнецы. Это может несколько затормозить развитие старшего ребенка: он будет «притормаживать», чтобы младший за ним «успел».

В два года малыш все еще эгоцентричен, но уже осознает себя настолько, чтобы болезненно воспринять изменение своего положения в семье. К трем годам в разгаре кризис. Вопросы «почему» и «отчего» ребенок выдает каждую минуту, постоянно стремится сам все потрогать, попробовать и понять. Уследить за ним в это время бывает сложно даже той маме, чье время отдано только одному ему. К тому же в этом возрасте малыш уже достаточно вырос, чтобы воспринимать себя отдельно от родителей, отмечать, сколько он получает их внимания и любви, и даже скрывать свои переживания. Но у него пока нет механизмов, чтобы адекватно перерабатывать то, что он переживает. Чаще всего, лишаясь доли привычного внимания и ощущая перемену отношения к себе, малыш, не умея реагировать по-другому и не имея опыта взглянуть на ситуацию «со стороны», винит в этом себя самого и начинает реагировать, чаще всего – бессознательно. Например, он вдруг, до этого росший и развивающийся нормально, может начать часто болеть – пусть и такой ценой перетягивая центр внимания семьи на себя.

Ребенок четырех лет уже может понять – при разумном объяснении, подкрепленном действием, – что мама любит его, даже если не находится с ним все время. Он во многом уже может заботиться о себе и даже помогать старшим с заботой о брате или сестре. Когда младший ребенок подрастет, им будет интересно играть вместе.

При разнице же в 6-7 лет и больше разрыв между детьми уже слишком велик, чтобы их интересовали общие игры и занятия. Психологи говорят: в ситуации, когда разрыв между детьми слишком большой, можно считать, что у вас не двое детей, а один и еще один. То есть, растут они по отдельности, и заниматься с ними родителям тоже придется по большей части отдельно с каждым.

Конечно, не стоит ориентироваться только на возраст. Старшему, сколько бы лет ему ни было, перед появлением младшего брата или сестры нужно объяснять все происходящее в семье. Причем начинать стоит еще до того, как в ней появится новый ребенок.

Готовимся к встрече с новым членом семьи

Соперничество между детьми начинается, когда младший еще «сидит в животе» у мамы. С этим моментом приходится сталкиваться в практике постоянно – родители же часто не думают об этом. Будучи беременной, мама уже не может поднимать малыша на руки, как раньше, не может лежать с ним, играть так, как он привык. Именно в эти моменты, еще до того, как младенец появится в доме, старший мальчик или девочка уже начинают чувствовать: «Что-то не так!», и тут же у ребенка появляется мысль, что все происходящее – «из-за него/нее».

Вообще, для ребенка это частый сценарий: изменения в семье, приводящие к уменьшению внимания к нему, считать своей виной. Скорее всего, он прямо не скажет об этом, но будет переживать. Поэтому лучше подготовить малыша к появлению брата или сестры заранее.

Уже во время беременности маме полезно разговаривать со старшим малышом, объясняя и рассказывая ему, что скоро в семье появится еще один ребенок, сестричка или братик, о котором он так мечтал. При этом не стоит обещать ему, что теперь у него всегда будет партнер для игр – при виде беспомощного младенца старший почувствует себя разочарованным и обманутым, ведь он рассчитывал совсем на другое. Чтобы ваш первенец лучше понимал, к чему готовиться, можно показать ему фотографии или видео, которые запечатлели в младенчестве его самого, и рассказать о том, каким он был несколько лет назад. Объяснить, что тогда он не умел ни ходить, ни говорить, ни играть, а сейчас всему научился, и сможет помочь родителям научить этому и малыша. Нужно, чтобы старший понял, что маленький будет играть с ним вместе, только это произойдет не слишком скоро. Можно показать ребенку книжки, где в картинках рассказывается о том, как проходит беременность, это поможет ему понять, что происходит с мамой, почему изменился ее внешний вид и поведение, почему она не может играть с ним, как раньше. Хорошо найти среди друзей и знакомых семью, где недавно появился младенец, и сходить к ним в гости вместе со старшим ребенком, чтобы он своими глазами увидел, какое забавное, милое и трогательное существо скоро появится в их семье.

Особое внимание стоит уделить ребенку, если маме на несколько дней надо лечь в больницу, для родов или по другой причине. Малыш, который привык не расставаться с матерью больше чем на 2-3 часа, может решить, что маму у него «отнимают» – реакция может быть самой разной, вплоть до заикания. Перед расставанием с мамой ребенка обязательно надо подготовить, особенно если такого не случалось до этого момента.

Смещение с «пьедестала»

Но как бы вы ни подготавливали старшего ребенка к появлению маленького, первое время в доме с новым членом семьи будет для него непростым. Представьте: рушится все то, к чему он привык за несколько лет своей жизни. При этом он вроде продолжает делать все как прежде – а ситуация изменилась, причем кардинальным образом. Он больше не самый маленький член семьи, вокруг которого сконцентрировано все внимание. На него могут даже махнуть рукой, забыть о нем на некоторое время. Малыш кричит – старшего отсылают в другую комнату, будто бы забывая о нем… В «лагерь взрослых» при этом его тоже не принимают по причине малолетства. Он будто бы был на неком пьедестале в семье, причем был все время, пока он себя помнит, – и вот его сместили с пьедестала, и непонятно, почему. Ребенок не понимает: как так? И может начать «перетягивать одеяло» на себя.

Старший может реагировать по-разному. Пусть родители не пугаются, если он начнет вновь просить пустышку, даже если давно от нее отказался, просить надеть подгузник, хотя надобности в нем уже нет, или как-то еще копировать поведение младшего, на время «превратившись в младенца». Это нормально. Лучше объяснить старшему разницу между ним и малышом, подчеркивая, как многому он успел научиться, не забыв похвалить его за все успехи и достижения. Хуже, если не получая должного внимания и любви в семье, ребенок пытается найти ее вовне – в дворовых компаниях, например. Друзья – это хорошо, но общения с родителями они не заменят.

Не получая привычного внимания, старший сын или дочь могут начать капризничать, вести себя агрессивно, высказывать недовольство по любому поводу, с ними становится тяжело договориться. Так ребенок показывает взрослым, что ему требуется внимание – и он его получает, пусть даже с помощью скандалов.

Главное – качество

С рождением малыша мама и папа уже не смогут уделять старшему ребенку столько же внимания, как прежде. Но тут важно не количество, а качество времени, которое с ним проводят.

Старший ребенок не виноват в том, что родители и мама в частности теперь больше заняты. Важно регулярно выделять старшему то время, которое будет посвящено только ему и никому больше. Час, пусть даже полчаса в день – но эти минуты мама должна проводить только со старшим ребенком. В это время ничто не должно вторгаться в их общение. Маму не должен отвлекать ни плач малыша, ни телефонные звонки, ни просьбы и вопросы других членов семьи. Это важно.

Может быть, на это время сможет помочь вернувшийся с работы папа, или бабушка с дедушкой. Главное, чтобы старший четко знал: есть «святое» мамино время, когда она принадлежит только ему и никому и ничему больше, и день за днем снова убеждался в этом.

Для такого общения хорошо подходит время перед сном. Дети часто не хотят идти в кровать, долго не засыпают. В эти моменты они, с одной стороны, эмоционально восприимчивы, а с другой – максимально открыты. Перед сном можно как разговаривать с ребенком, читать ему книги или рассказывать сказки, так и обсуждать произошедшее за день, в частности – его поведение. При этом к старшему ребенку нужно относиться уважительно. Даже оценивая его поведение, поступки, не стоит сравнивать его с младшим или с другими детьми. Такие сравнения приводят не к улучшению поведения, а к возникновению злости и даже желания причинить вред тому, с кем сравнивают. Лучше отдать это время знакам взаимной любви и доверия. Тогда ребенок спокойно уснет и поведение его смягчится.

Помощник, но не нянька

Самое главное – старшего малыша превратить в того, кто помогает маме опекать младшего, кто может чему-то научить брата или сестру. Но помните: при этом нянькой старший быть не обязан! Бывают случаи, когда мамы, вернувшись из роддома с младенцем, начинают воспринимать старшего ребенка как взрослого – на контрасте. Но 3 или 5-летний ребенок – не взрослый! Конечно, он старше, чем тот, кому еще не исполнилось месяца. Но он такой же ребенок. Появление маленького не значит, что старший вдруг резко вырос.

Надо помнить, что даже если старший сам высказывает желание помогать родителям с братом и сестрой, от этого он не превращается в няньку. Помощь в воспитании или уходе за младенцем не должна становиться для него обязанностью, иначе он будет находить в общении с маленьким не радость, а неудовольствие, и со временем может начать стремиться избегать его. Если же ребенок помогает с удовольствием, и у него все получается, надо не забывать его хвалить и поддерживать.

С чем идти к специалисту

Бывают и обратные случаи – когда мама с появлением малыша начинает слишком баловать старшего ребенка. Такое происходит, если у мамы есть большое, чаще всего необоснованное, чувство вины. Корни его могут лежать в детстве – например, если сама она когда-то оказалась в положении старшей дочери, не получавшей достаточного внимания. Теперь, задаривая ребенка и балуя его, она стремится уберечь его от того, что сама когда-то пережила.

Другая проблема – если родители, «закрутившись» с малышом, все же вовремя не вспомнили о старшем, и обнаружили, что поведение ребенка изменилось или что болезни следуют одна за другой, уже тогда, когда не замечать этого стало невозможно. В таких случаях стоит обратиться к специалисту. Профессиональные психологи знают все алгоритмы возникновения тех или иных сложностей, и нам проще найти причину и помочь решить возникшую проблему.

Чем проблема будет решена раньше, тем лучше. Даже если возможности постоянно посещать психолога нет, стоит сходить хотя бы на несколько приемов, как следует к ним подготовившись. Нужно быть внимательными к своему поведению и поведению ребенка. Если возникают необычные ситуации, вызывающие у вас беспокойство, лучше записывать, когда, при каких обстоятельствах, как и что произошло, и приходить в клинику с этими записями. Это поможет и сократить число визитов, и быстрее и безболезненнее решить проблему, и самим родителям стать внимательнее к себе и детям, что предотвратит новые сложности.

Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»: «Когда ребенок с родителями или мамой приходит ко мне в кабинет в клинику «Семейная», я провожу комплексную диагностику, ведь я – медицинский психолог. Для того чтобы понять, в чем причины проблем ребенка, нарушений поведения, очень хороши проективные методики, в частности, рисуночные тесты. По тому, как ребенок рисует человека, семью, какие он использует цвета в своих рисунках, можно понять очень многое. Попутно, даже если девочка или мальчик попали ко мне именно в связи с рождением брата или сестры, могут выявиться и другие причины проблем. Тесты помогают понять, почему у ребенка появляются трудности в школе или в детском саду, проблемы общения со сверстниками. Так можно докопаться до сути: что на самом деле скрывается за особенностями его поведения, и составить грамотную коррекционную программу, причем как для него, так и для родителей. Программу можно выстроить так, чтобы выполнять ее и в кабинете психолога в клинике, и дома».

журнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь-ноябрь 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *